Мне нравятся маленькие театры: они по-домашнему уютны. Таков и театральный центр «На Страстном». Сегодня пришла на моноспектакль Евгения Стычкина «Кроткая». С осторожностью: всё-таки моноспектакль – получится ли у актера все полтора часа удержать внимание зрителей, чтобы те не смотрели на часы, не зевали, не ждали с тоской окончание спектакля, а были поглощены действием на сцене. Да и к тому же Достоевский, его трагический рассказ «Кроткая».
Опасения мои были напрасны: спектакль смотрела на одном дыхании. Вместе с героем переживала и его страдания, боль, невозможность ничего исправить, одиночество, непонимание причины трагедии. Минимум декораций на сцене: стол посередине сцены, табурет, таз с водой, белое платье на вешалке, женский ботиночки, камни (как тяжесть на душе), 8 досок, спинка от железной кровати и огромный белый шар- маятник, раздражающий героя своим тиканьем и напоминающий ему, что он опоздал на каких-то пять минут... Черное пространство сцены, иногда свет, направленный только на героя. Ничего лишнего, но достаточно для того, чтобы создать трагическую атмосферу и не отвлекать зрителей от исповеди героя.
Несмотря на то, что на сцене нет погибшей, главная героиня всё-таки она. И название спектакля «Кроткая» убеждает нас в этом. И косвенное её присутствие на сцене всё-таки есть: вот ее платье, вот ее ботиночки. И весь монолог –исповедь героя тоже о ней и для неё. Сам несчастный и униженный, отвергнутый обществом и ожесточившийся находит такую же несчастную и страдающую. Зачем? Может, для того, чтобы, спасая других, спастись самому? Может, надеялся, что она поймет его тайные муки? Или для того, чтобы самоутвердиться самому за счет беспрекословного подчинения и подавления жены? Он сам шаг за шагом семейной жизни доводит её до самоубийства. Он раскаивается, но слишком поздно. Обвиняя героя, мы всё равно испытываем к нему жалость и … думаем о себе: жизнь быстротечна, нужно успевать говорить хорошее близким, пока они живы,пока они рядом, не жить старыми обидами, не скрывать свою любовь…
У Евгения Стычкина получилось передать все эмоции героя: его боль, отчаяние, безысходность, растерянность, неверие в произошедшее. Невозможно было сдержать слёзы и о чем-то говорить: такое сильное потрясение от спектакля.
Замысел режиссера Павла Сафонова удался: каждый зритель извлек для себя нравственный урок, ведь, по утверждению режиссера: «Кроткая» – песнь о любви. Безумная, горькая, по-петербуржски загадочная песнь, или даже молитва. Я ставлю «Кроткую», чтобы напомнить всем нам, что жизнь очень внезапна и резко обрывается. Именно поэтому нужно сделать усилие и выразить свои чувства к близким, ничего не боясь и забыв о собственной ценности. Не жить в футляре. Любить».
Спасибо режиссеру за постановку, а Евгению Стычкину – за его талантливую, честную и искреннюю игру и мастерство!
Фотографии взяты из интернета: съемки во время спектакля запрещены
|