Сегодня Первомай, и вспоминается плакат, который несли когда-то «Мир, май, труд!» на демонстрациях.
Да, в лесу под Карабашом «мир». Тишина и не слышно даже пения птиц. Покой нарушает только иногда налетающий на верхушки деревьев порывистый ветер. Не радует, правда, и температура. Весь путь градусник в автомобиле стоял на нуле. Здесь тоже не теплее, поэтому пришлось надеть в начале пути тёплую куртку.
«Май» чувствуется здесь только внизу, где журчат ручьи, бегущие весело с горы, и на проталинках внизу вроде даже расцвели какие-то цветы. Даже муравьи радуются Первомаю. Они дружно вылезли на муравейник, окружённый снегом. Сквозь жёлтую прошлогоднюю траву проглядывают зелёные кусты черники и водяники.
Ну, и, конечно, май - это «труд». На этот раз не в саду, а в походе. Поход – это труд. Иногда тяжёлый, потому что надо приложить усилия, чтобы подняться и взойти на вершину, Самая высокая точка Юрмы - 1002 метра. Спуск не менее тяжёл, потому что несёт вниз, а ты уже устал, и просто сбегать нет сил. Хочется пить, даже если ты только что попил, снова и снова.
Вдруг ловлю себя на мысли, что чего-то не хватает. Оказывается, перестали журчать ручьи, и под ногами уже только ледовые насты от накатов машин и квадроциклов. Вот почему из Карабаша эта сторона Юрмы выглядела побелевшей. На этот раз я благодарен тем, кто был здесь вчера (осталась дата на снегу), потому что иду по их следу.
Жаль, что они остановились только на самой верхней точке. Я же хотел попасть на Центральные или Чёртовы ворота. Нахожу дорогу, по которой мы ходили с группой знакомых осенью. Дорога покрыта настом, почти в мой рост (замечаю это, делая фото), который выдерживает мой вес в 80 кг. Мне повезло, и я по едва заметным следам снегохода и какого-то человека всё же добираюсь до скал. Они в окружении снега, хотя вблизи разбросанные камни уже оттаяли и приобрели свой зелёно - серебряный вид от лишайников и мха. Внизу дымит Карабаш, виден бескрайний горный пейзаж, а справа - также заснеженные Таганай, Ицыл и Круглица. Солнечный первомай позволяет рассмотреть всю округу на 360 градусов. Возможно, когда-то я схожу и дальше на скалу, которую называют Сапог. Весь хребет Юрма протянулся на 5 километров.
Подъём отнял много сил и продолжался 3 часа. Спуск по времени быстрее, но сил нужно не меньше.
Я теперь знаю, как выглядит Юрма в первый день весны. Не только фото, но и яркие моменты от моего похода останутся в памяти. Например, мой нечаянный друг Андрюша. Он нас уже провожал в походе осенью. Сегодня он опять увязался за мной и проводил меня, как и многих туристов, от начала и до конца моего маршрута. В пути, если его не было рядом, я звал его, и он шумно прибегал откуда-то, иногда даже пугая меня. Его присутствие подбадривало меня. Он прошёл со мной даже по скалам. Пока я пил наверху чай, он преданно лежал на снегу и ждал меня. Вот только у меня нечем было отплатить ему: с собой был только термос с чаем. В следующий раз я не поступлю так неосмотрительно и возьму еду, что подкрепить и свои, и силы неустанного труженика – пса.
Вот и конец маршрута. Всё так же сидит на воротах экстрим-клуба сова, прислушиваясь к шуму природного весеннего водопада на мосту, через дорогу, и разглядывая всех побывавших здесь туристов круглый год.
Ну, сова, с Первомаем тебя, и до встречи летом или осенью!
В.В. Шарманов,
турист-одиночка на этот раз
|