Смотреть фотографии
Иногда говорят, что не надо уезжать за «тридевять земель», чтобы увидеть удивительное. Удивительное бывает часто совсем рядом!
Я очень рад, что сегодня мы побывали на экскурсии в этом удивительном уголке нашей малой родины, нашего посёлка.
Совсем недавно этот завод был под номером №4. Сегодня мы узнали его новое имя «ООО «Порфирит». Порфирит - это камень, который мы видим на нашем большом карьере и вокруг него. Его очень много, и он везде. А вот и нет! Камень с такой «жёсткостью» в нашей стране всего в двух карьерах. Наш - один из них.
Из нашего камня, вернее щебня, построены Озёрск, Снежинск, Трёхгорный и Степногорск в Казахстане. Казалось бы, такой же камень мы сможем увидеть на Тайгинском карьере. Но нет, из него не получается изготовить строительный материал, потому что он содержит «графит», который не позволяет материалу «цементироваться». А прочность камня в Анбашском карьере в 50 раз меньше нашего.
Обо всём этом на нашей экскурсии после уроков в последний учебный день перед каникулами рассказали Юрий Васильевич Шарманов и Анна Фаридовна Шагбалова. Они здесь как у себя дома. Их сведения сыплются, как камни в Белаз, который уже грохочет у нас за спиной: карьер находится на высоте столько-то метров, а экскаватор работает от 5 генераторов, ковш у него почти 5 кубометров, а высота стены карьера здесь 32 метра, и 5-этажный дом показался бы здесь игрушкой, потому что всё остальное огромных размеров.
Два часа экскурсии пролетели незаметно, хоть мы и немного озябли при ветреной погоде. Мы обошли обе части большого карьера, увидели, как начинают разработки, как ведут взрывные работы, как работает буровая установка, узнали, что здесь уже есть рыбное хозяйство с форелью, что бобры «подпилили» осинки под одной из «стен» карьера, что здесь на мысе спасаются иногда от собак и волков косули. А ещё, что рабочие любят своего пса-охранника Серёгу, и они вышли нам навстречу из вагончика на руках с котом Фёдором.
Заканчивалась экскурсия на «дробилке». Огромные тиски, сжимаясь и разжимаясь, дробят большие камни в более мелкие. «Жернова» могут превратить эти камни ещё в более мелкие фракции до 4 см, которые по конвейерам транспортируются в кучи или грузятся в вагоны.
Да, транспортёры сейчас все над землёй, а в начале «жизни» завода, году в 1934 (!), их проложили под землёй руками и строили с помощью лопат и тележек. Эти подземные ходы есть под территорией завода и сейчас. На территории завода есть и другие раритетные вещи. Например, бульдозер производства Челябинского тракторного завода.
Прожив в этом посёлке почти 40 лет, я совершенно не знал, что столько интересного можно узнать и увидеть совсем рядом. Мы благодарны Ю. Шарманову и А. Шагбаловой, что они откликнулись на нашу просьбу провести для нас маленький поход вокруг карьера и рассказать о работе этого, казалось бы обычного, незаметного производства.
В.В. Шарманов,
классный руководитель 7 а класса
|